Къэбэртэе-Бэлъкъарым щыщ шIэныгъэлэжьыхэм Путин дырагъащтэрэп


Къэбэртэе-Бэлъкъар Республикэм щыIэ  гуманитарнэ институтым ишIэныгъэлэжьхэм джэпсалъэ къашIыгъ Урысые Федерацием ипрезидентэу Путин Владимирэ УФ иконституцие зэхъокIыгъэхэр фашIыным фэгъэхьэ тхьапэу УФ-м ипарламент чIилъхьагъэм зэрэдырамыгъащтэрэр къыщаIоу.

Путиным къыхилъхьагъэ тхьапэм зэрэдырамыгъащтэрэм фэгъэхьыгъэу тхьапэм щыщ пкъыгъу заулэ джэпсалъэм къыщаIэты. Ахэр мыщ фэдэх:

- Конституцием зэхъокIыныгъэхэр фашIынэу хэгъэгум IэIэт къызэрэрагъэкIокIыщт шIыкIэр.
-  Урысые Федерациер Совет зэгохьэныгъэм къыкIэлъымыкIорэм фэдэу зэритыр .
- Урысые Федерацием илъэс мин пчъагъэ нэщанэхэр иIэм фэдэу зэритыр.
- Тхыдэ (история) шъыпкъэр къэухъумэгъэныр.
- ЗэрэУрысые кулътурэ теплъэр къэгъэнэгъэныр.
- Къэралыгъор зигъэуцугъэ лъэпкъыр.

Мы гущыIэхэр зэрэтхыгъэ шIыкIэхэм ыкIи къарикIыхэрэм зэрэдырамыгъащтэрэр джэпсалъэм къыщаIо.

УрысыбзэкIэ тхыгъэу джэпсалъэр мары:

Заявление сотрудников Кабардино-Балкарского института гуманитарных исследований 

На сайте Государственной Думы РФ появилась информация о том, что президент В. Путин внес на рассмотрение нижней палаты парламента новые поправки в законопроект об изменении Конституции. Они изложены на 24 страницах и состоят из двух частей. Первая из них выступает в качестве обоснования «особого порядка» вступления их в силу. Принимая во внимание I36-ю статью действующей Конституции, которая не предусматривает процедуры «общероссийского голосования», инициатива президента РФ не выглядит безупречной.

Содержательная часть документа далека от оптимальной. Объявление РФ правопреемницей Союза ССР, к примеру, выглядит избыточной, так как с 24 декабря I99I года Россия официально заняла место СССР в Совете Безопасности ООН, и с тех пор ни одно государство не оспаривало данное положение. Заведомо неубедительным выглядит и тезис о «тысячелетнем» характере Российской Федерации. Необходимость обеспечения «защиты исторической правды» также не представляется самоочевидной. Во-первых, наука не оперирует понятием «историческая правда». Релевантным термином для объективного отражения тех или иных аспектов реалий прошлого в современной историографии считается понятие «историческая достоверность». Однако и в этом случае полагаем лишним «конституционное обеспечение» «защиты» вопросов, решающихся в поле рутинных научных процедур.

Заведомо дискриминационным выглядит и предложение о том, что «Российская Федерация оказывает поддержку соотечественникам, проживающим за рубежом, в осуществлении их прав, обеспечении защиты их интересов и сохранении общероссийской культурной идентичности». Концовка тезиса, декларирующая необходимость поддержки только тем соотечественникам, которые сохраняют «общероссийскую культурную идентичность», по сути исключает из понятия соотечественник миллионы черкесов, татар, калмыков и других народов, чьи республики наряду с другими субъектами образуют РФ.

И, наконец, неприемлемым, противоречащим духу федерализма, принципам прав и свобод человека, праву народов на самоопределение, зафиксированным в действующем Основном законе страны, является попытка учреждения единственного «государствообразующего народа» РФ. Мы утверждаем, что государствообразущими являются все народы РФ  без исключения.

В связи с вышеизложенными обстоятельствами мы выражаем протест в отношении инициативы Президента РФ по внесению поправок в действующую Конституцию РФ.

Подписи:

Бгажноков Б.Х., доктор исторических наук.

Хакуашева М.А., доктор филологических наук.

Мирзоев А.С., кандидат исторических наук.

Хагожеева Л.С., кандидат филологических наук.

Жанситов О.А., кандидат исторических наук.

Бухуров М.Ф., кандидат филологических наук.

Дзуганов Т.А., кандидат исторических наук.

Кажарова И.А., кандидат филологических наук.

Черкесова З.В., кандидат филологических наук.

Фоменко В.А., кандидат исторических наук.

Алоев Т.Х., кандидат исторических наук.

Бетуганова Е.Н., кандидат филологических наук.

Аппоев А.К., кандидат филологических наук.


zapravakbr.com



Comments